У нас в Липецке теперь есть Книжный Клуб Чего-то интересного, где примерно раз в месяц можно собраться, выбрать книги для чтения и обсуждения и вдоволь наговориться о них.
Было уже 2 встречи – в феврале и недавно совсем (23-го, в воскресенье) в марте, и обсуждали мы «451 градус по Фаренгейту» и «Нетерпение сердца» Цвейга (но о нем я как-нибудь, надеюсь, отдельно напишу).
Про «451 градус…» можно много говорить, у нас как раз так и получилось, но я хочу и о нем, и в общем сказать о Рэе Брэдбери. На встрече Клуба у меня прямо-таки «глаз горел» - хотелось высказаться, потому что однажды, позапрошлым летом, я открыла для себя этого писателя, открыла и закрывать и расставаться с ним не хочу. Пишу здесь и о том, что уже говорила с одноклубниками и о том, что не успела и забыла добавить.
читать дальше
Первыми были, по-моему, рассказы – у меня дома старенькая книга есть, там «451 градус…», несколько рассказов из цикла «Марсианские хроники» и просто отдельные рассказы. Помню, лет в 14 настороженно открыла полистать, там еще на обложке была странная иллюстрация – телескоп и большой глаз, прочла отрывки из романа и 1-2 рассказа, озадачилась, не поняла такую литературу и благополучно отложила книгу подальше. Запомнились рассказы «Вельд» и «И грянул гром» (второй особенно, и особенно «эффект бабочки»), но для меня такой жанр был внове, и все же я решила за него не браться.
Будете смеяться или мне не верить, но я в 14-15 любила «Идиота» Достоевского и «Большие надежды» Диккенса, да и вообще больше классику, поэтому фантастика не тронула и не заинтересовала меня тогда.
К слову, Диккенса и Федора Михайловича и сейчас очень люблю, но сейчас-то не боюсь читать разные жанры и фантастику в том числе не откладываю.
А это благодаря британскому сериалу «Доктор Кто» (я уже тут про него писала), он про путешествия во времени и пространстве, космос, новые миры, инопланетян, прошлое и будущее и путешественника в синей телефонной будке. Сейчас стараюсь себя остановить, т.к. про «Доктор» могу писать очень много и долго.
Так вот, раньше я такими жанрами и темами не интересовалась, как уже писала, но «Доктор» меня подтолкнул, расширил границы интересов, и я прямо-таки жадно стала поглощать и научную фантастику, и космическую, и фэнтези (это уж к сериалу не относится, но я старалась разные грани фантастики находить тогда, вот и фэнтези к ним пришлось).
И летом 2012 года после просмотра нескольких сезонов «Доктора» я взялась и за Брэдбери, прочитав залпом « Марсианские хроники» (они стали одной из любимых моих книг о космосе вообще и покорении других планет, хотя «…хроники» далеко не только об этом), «451 градус по Фаренгейту», «Вино из одуванчиков» и разные короткие рассказы.
«Вино…», кстати говоря, тоже начинала раньше, но тоже не пошло, хоть это, казалось бы, не фантастика. Может, не доросла, а может (мне одно время казалось) переросла, но ведь мама моя читала уже в возрасте эту книгу (и не первый раз, по-моему), и ей по-прежнему нравилось, так что, приняв это во внимание, в то лето 2012-го я начала читать еще раз и почувствовало то, что чувствуют любящие эту книгу читатели. Не знаю, может быть, совпало то, то время было тоже летом, может быть, аудиокнига в хорошем исполнении, которую я слушала на саду – именно там, на природе, где и надо было слушать такое произведение. Меня очень «проняло», что называется, я поняла этих мальчишек, я сама с ними побывала в Гринтауне и увидела все события и всех обитателей своими глазами. И даже, когда книга заканчивалась, поймала себя на том, что в глазах слезы. Слезы в основном радостные, теплые, от полноты ощущения и понимания, но в том же время и оттого, что грустно со всеми расставаться.
Уже намного позже я прочла своеобразное продолжение – «Лето прощай», но мне понравилось меньше (хотя все же понравилось, я не спорю), однако там было маловато для меня чувств и ощущений, бывших в «Вине…», и опять-таки, не хотелось видеть, что герои взрослеют. Это, конечно, глупо с моей стороны, жизнь-то идет, и ничего тут не сделаешь, и все это правильно.
А в «451 градус по Фаренгейту» очень запомнилась Кларисса и ее трагическая судьба – яркая вспышка сверкнула, озарив всю однообразную действительность, тягучую, как жвачка, и так быстро погасла. Но самое главное, эта вспышка смогла осветить Монтэга, пробудить в нем глубоко запрятанную, но все же до конца не заглохшую живую искру, живую душу.
Еще тронул и вселил надежду конец, хоть и жуткий во многом, но мы видим, что пока есть такие люди, которые по чуть-чуть носят в себе сокровища знаний всего мира, «живые книги», то даже рухнувший мир сможет возродиться когда-нибудь.